Арабо-израильский конфликт — общее название вооружённого конфликта на Ближнем Востоке между Израилем и соседними арабскими странами. Первым днём этого конфликта обычно считается сам день образования государства Израиль, а последнее обострение вылилось в палестино-израильскую войну 2023 года. С 1960-х годов из-за своих малых размеров и отсутствия ресурсов для войны на истощение Израиль перешёл к тактике превентивных ударов, но международное сообщество традиционно рассматривает такой подход как акт агрессии и нарушения суверенитета других стран.© AA/ABACA/Abaca/MOSAB SHAWER/AFP/East News,Оглавление
- Предыстория арабо-израильского конфликта
- Первый арабо-израильский конфликт (война за независимость Израиля) 1948–1949 годов
- Шестидневная война (1967)
- Война Судного дня (1973)
- Первая ливанская война (1982)
- Первая и вторая интифады и мирные инициативы
- Вторая ливанская война (2006)
- Годы терактов и спецопераций
- Палестино-израильская война (2023)
- Отношения других стран к конфликту
- США
- ЕС
- Россия
- Другие
- Оценки перспектив конфликта
Предыстория арабо-израильского конфликта
В древности на территории, где сейчас находятся Израиль и Палестинская автономия, было Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. В 586 году до н. э. вавилоняне разрушили евреям главный храм (Первый храм) и увели их в так называемое вавилонское пленение. В 539 году до н. э. персидский царь завоевал Вавилон и разрешил евреям вернуться и восстановить Иерусалимский храм.
Евреи вернулись и в 515 году до н. э. отстроили храм заново. До наших дней дошла часть внешней стены этого Второго храма (так называемая Стена Плача).
Евреи относительно мирно жили в Иерусалиме до 63 года до н. э., пока их не захватили римляне. Первое восстание вспыхнуло в 4 году до н. э. Жестоко подавив его, римляне отобрали привилегии у Иерусалима и сделали Иудею своей провинцией.
Следующее восстание евреев против римлян — Иудейская война (66–74 н. э.) — привело к разрушению Иерусалима и сожжению Второго храма. А после третьего антиримского восстания — Бар-Кохбы (132–135 н. э.), которое тоже жёстко подавили, римляне решили выселять их с этих земель.
Иерусалим переименовали в Элия Капитолина, а вся земля провинции Иудея стала Сирией-Палестиной (по имени народа филистимлян, которые там жили раньше). Это в значительной степени было символическим актом — историческое название этих земель исчезло, как, по задумке римлян, должны были исчезнуть с них и иудеи.
После распада Римской империи на эти земли пришли арабы, а после Первого крестового похода в 1099 году на этом месте провозгласили Иерусалимское королевство крестоносцев.
Спустя почти столетие ожесточённых войн эта земля снова попала под власть арабов. В 1517 году Иерусалим и всякие окрестные территории стали частью Османской империи (её нынешняя правопреемница — Турция).
Во время Первой мировой войны Ближний Восток захватили британцы. Англия, согласно мандату Лиги наций, управляла территорией Израиля до мая 1948 года.
“
По сути, жители Палестины 2000 лет жили под властью череды захватчиков: сарацинов, крестоносцев, турков-османов, британцев.
Однако у самого конфликта есть вполне конкретная точка отсчёта. 29 ноября 1947 года Ассамблея ООН проголосовала за создание на Западном берегу реки Иордан, в Палестине, двух государств — еврейского и палестинского и за появление интернациональной зоны — Иерусалима.
Еврейская сторона приняла план ООН полностью и без оговорок. На Ассамблее за это решение проголосовали 33 государства (в том числе Франция, США и Советский Союз), против — 13, воздержались — 10 (включая Великобританию).
Разногласия по поводу судьбы этих земель и проживающих на них людей породили десятилетия крупных и мелких вооружённых конфликтов, которые повлекли множественные жертвы как с израильской, так и с арабской стороны. Мы опишем только основные.
Первый арабо-израильский конфликт (война за независимость Израиля) 1948–1949 годов
Арабские государства и арабское население самой Палестины категорически отвергли резолюцию ООН. Арабы считали эту территорию своей и не хотели возвращения евреев в Палестину.
Причины этого неприятия, по мнению исследователей, в том, что исламское религиозное право ставило права и статус религиозных меньшинств ниже мусульманских. В Османской империи и конкретно в Палестине положение евреев было угнетённым — им доставалось и от местной власти, арабской знати, и со стороны населения, мусульман. Такой опыт оставил глубокий след в отношениях двух народов.